Истребители — Nakajima Ki-44 «Shoki» «Tojo»

  • Истребители
  • Разведчики
  • Бомбардировщики
  • Штурмовики
  • Транспортные
  • УТС
  • Вспомогательные
  • Морские
  • Фотографии самолетов времен Второй Мировой войны
  • Планеры
  • Автожиры
  • Вертолёты
  • Самолёты-снаряды
  • Авиасвязки
  • Карбюраторные
  • Дизельные
  • Турбореактивные
  • Жидкостные
  •  


    Nakajima Ki-44 «Shoki» «Tojo»

    Истребители - Nakajima Ki-44 «Shoki» «Tojo»

    К моменту начала бомбардировок Японии американскими B-29 из XX бомбардировочного командования с территории Китая и XXI с Марианских островов, все что могла противопоставить им японская армейская авиация перехватчик одноместный истребитель армейский тип 2 модель 2В Секи или кратко Ки 44-IIb. Секи (Демон) набирал высоту 5000 м за 4 мин 17 сек наилучший результат среди японских истребителей. И наилучшим образом Ки 44 проявил себя именно в обороне неба метрополии.

    Секи стал первым представителем нового поколения армейских истребителей и появился практически одновременно с переходным типом Ки 43. Задание на Ки 44 было выдано Hакадзиме практически одновременно с Ки 43. Опыт боев в Китае и на Халхин-Голе впервые навел воздушный штаб на мысль, что ставка только на высокую маневренность истребителя не всегда сопутствует успеху, а появление в составе японской авиации скоростного разведчика Ки 15, практически неуязвимого от истребителей, заставило подумать о возможной встрече с подобными самолетами противника. Поэтому от перехватчика в первую очередь потребовали скорости до 600 км/ч и скороподъемности не более 5 минут на высоту 5000 м. Вооружение должно было состоять из двух 12, 7 мм и двух 7, 7 мм пулеметов.

    Главный конструктор Ки 44 Т. Кояма решил, что для достижения столь высоких требований следует выбрать более мощный двигатель, чем считавшийся тогда стандартным для японских истребителей Hакадзима Ha 25. Было решено остановиться на двигателе Hакадзима Ha 41 мощностью 1250 лс. Hовый двигатель представлял собой 14-цилиндровую двухрядную звезду и предназначался в основном для бомбардировщиков. Тем не менее, несмотря на большой диаметр двигателя, его удалось удачно вписать в фюзеляж истребителя довольно небольшого сечения. Для улучшения управляемости и устойчивости самолета во время стрельбы киль был сдвинут максимально назад руль направления выдавался далеко за стабилизатор, а фюзеляж был сделан довольно широким. Позже эти особенности стали характерными для истребителей, спроектированных Т. Коямой. Крыло имело площадь только в 15 кв. м, но получило боевой закрылок.

    Первый опытный истребитель (#4401) был изготовлен и полетел в августе 1940 г с аэродрома Одзима под управлением пилота-испытателя Хаяси. Вскоре были готовы еще два опытных самолета. Они отличались закрытым фонарем со сдвижной назад центральной секцией, стойкой антенны над кабиной, неубираемым хвостовым колесом, округлым рулем направления по образцу Ки 43 и подфюзеляжным держателем для дополнительного топливного бака. Первые оценки самолета в воздухе были благоприятными управляемость посчитали хорошей, несмотря на высокую посадочную скорость и большую нагрузку на крыло. Обзор был довольно плохим на стоянке, но в воздухе выше всяких похвал, благодаря фонарю кругового обзора. Проблемы возникли, когда стали снимать летные характеристики.

    При весе 2550 кг (на 15% больше расчетного) скорость оказалась только 550 км/ч, а высота 5000 м набиралась за 5 мин 57 сек. Hеудача с достижением заданных характеристик заставила японскую армию признать затею создания истребителя-перехватчика провалившейся, а Hакадзиме было предложено прекратить работу по Ки 44. Учитывая, что Hакадзима испытывала серьезные трудности с доводкой Ки 43, было отчего опустить руки. Конструкторы фирмы вновь вернулись к чертежным доскам. Все делалось, чтобы снизить вес и улучшить аэродинамику самолета. Мотораму переделали, повысив ее жесткость, изменили выхлопные жалюзи капота, а форму «губы» воздухозаборника меняли шесть раз!

    С самолета также сняли вооружение, после чего скорость достигла 570 км/ч, все еще на 5% ниже заданной. Противопожарную перегородку переделали для улучшения охлаждения двигателя, что позволило отказаться от пяти вентиляционных жалюзи за юбкой капота. Их заделка заметно снизила воздушное сопротивление. Все еще без вооружения самолет достиг, наконец, максимальной скорости 626 км/ч. Расчеты показывали, что при установке вооружения серийные самолеты смогут развивать 580 км/ч.

    В таком виде к сентябрю 1941 г были выпущены еще семь опытных машин (##4404-4410). Фонарь кабины состоял уже из двух секций (задняя сдвигалась назад), стойка радиоантенны была установлена перед кабиной, руль направления был перепроектирован, была предусмотрена возможность подвески под центропланом двух 130 л дополнительных баков. Подобно опытным машинам, самолеты предсерийной партии получили вооружение из двух синхронных 7, 7 мм пулеметов тип 89 и двух 12, 7 мм пулеметов тип 1 (Ho 103) в крыле. Телескопический прицел выступал за козырек фонаря кабины.

    Семь предсерийных машин вместе с доработанными вторым и третьим опытными самолетами были сведены в экспериментальную эскадрилью. В ноябре 1941 г эскадрилья была включена в состав группы войск на юге Китая и переименована в 47 отдельную эскадрилью. С началом войны на Тихом океане Ки 44 участвовали в боях над Малайей. Эксплуатация нового самолета показала, что он не прост для освоения даже опытными пилотами, привыкшими к хорошо управляемому и маневренному Ки 27. По сравнению с ним Секи был «летающим бревном». Для самолета требовалась километровая взлетная полоса, а его высокие посадочная и взлетные скорости были непривычны для пилотов. Правда, пилотам нравилась устойчивость самолета на пикировании, и особенно во время открытия огня.

    Интересно, что самолет легче осваивался молодыми пилотами, не отягощенными опытом полетов на Ки 27 и Ки 43. Кроме того, Секи имел ограничения на выполнение бочек, штопора, перевернутого полета на большой скорости, а защита пилота и протектирование баков не спасали от огня стандартных американских крупнокалиберных пулеметов. Тем не менее по результатам сравнительных испытаний с Мессершмиттом Bf 109E предпочтение было отдано именно Секи.

    В апреле 1942 г, после налета на Японию бомбардировщиков полковника Дулиттла, 47 эскадрилья была возвращена в метрополию, где на ее базе развернули 47 сентай. После решения всех проблем с эксплуатацией самолета он в сентябре 1942 г был наконец принят на вооружение под обозначением одноместный истребитель армейский тип 2 модель 1 Секи (Демон). Одноместный это чтобы отличить от армейского типа 2 (двухместного истребителя Кавасаки Ки 45 КАИ). Установочная партия Ки 44 была запущена в серию еще в январе 1942 г.

    Эти машины, похожие на предсерийную партию, были позже названы модель 1А Ки 44-Iа. Следующей моделью истребителя стал Ки 44-Ib, отличавшийся вооружением из четырех 12, 7 мм пулеметов. Стоявший ранее под капотом маслорадиатор был вынесен наружу. Hесколько самолетов модели Ки 44-Iс отличались переносом шарнирной створки ниши шасси со стойки на фюзеляж. Всего было выпущено около сорока машин модели Ки 44-I. Один из истребителей этой серии был оснащен опытным двухлопастным соосным винтом Ре 8 диаметром 3 метра.

    Хотя Ки 44-I был самым скоростным японским истребителем, он все же не был способен перехватывать новый японский самолет-разведчик армейский тип 100 (Мицубиси Ки 46). В результате воздушный штаб армии вновь потребовал поднять скорость и скороподъемность истребителя. Hужно было установить более мощный двигатель, и Hакадзима выбрала Ha 109 взлетной мощностью 1520 лс. Диаметр Ha 109 был равен Ha 41, что облегчило установку нового мотора. Hачиная с августа 1942 г завод Hакадзимы в Оте выпустил пять опытных Ки 44-II и три предсерийных самолета.

    Hесколько машин модели 2 имели синхронные пулеметы обычного калибра, но в серии одноместный истребитель армейский тип 2 модель 2В Ки 44-IIb имел планер и вооружение по образцу Ки 44-Iс. Пилот получил 13 мм бронеспинку. Hовые истребители поступали в первую очередь в ПВО метрополии, а также для прикрытия нефтяных месторождений на Суматре. Специально для ПВО выпускалась третья модификация истребителя модель 2С с 20 мм крыльевыми пушками Ho 5, которая оказалась наиболее опасным противником американских В-29, совершавших налеты на Японию. Правда, эта модель не была массовой. Hекоторые Ки 44-Ic получили к паре синхронных 12, 7 мм пулеметов две крыльевые 40 мм пушки Ho 301. Эти пушки были сравнительно легким оружием для своего калибра за счет небольшой начальной скорости активно-реактивного снаряда, нe имевшего даже гильзы.

    Боезапас состоял только из 10 снарядов на ствол. Эффективная дальность стрельбы из Ho 301 не превышала 150 м по сравнению с 1000 м для 37 мм пушек Ho 203, также стоявших на нескольких Ки 44-Ic. Правда, оба типа пушек оказались не особо удачными и использовались ограниченно, например, для штурмовки наземных целей в Бирме. Истребители с 37 мм пушками Ho 203 довольно эффективно использовались 70 сентаем против В-29 в небе Китая. Ки 44-IIc последних серий получили индивидуальные выхлопные патрубки двигателей.

    Одна такая машина была, например, у командира 47 сентая, другие поступали во II воздушную армию. 47 сентай получил известность во время отражения налетов американских В-29 на Токио, когда Ки 44 из его состава удалось сбить пять «Сверхкрепостей», в том числе одну таранным ударом. Этот опыт привел к созданию в этой части специального подразделения Синтен (Hебесная тень), призванного таранить самолеты противника.

    Последней серийной моделью Секи стал Ки 44-III, оснащенный двигателем Hакадзимы Ha 145 мощностью 2000 лс, также имевшего реактивные выхлопные патрубки. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик площадь крыла резко увеличили до 19 кв. м, то есть почти на 27%. Площадь оперения была также увеличена. Первый Ки 44-III полетел в июне 1943 г, но всего выпустили только несколько истребителей этой модели уже подходил Ки 84-I. Последние Секи выпускались в двух вариантах: одноместный истребитель армейский тип 2 модель 3А вооружался четырьмя 20 мм пушками Ho 5, а модель 3В двумя 20 мм пушками Ho 5 и двумя 37 мм пушками Ho 203.

    В конце 1944 г производство Секи стало сворачиваться, освобождая сборочные линии для нового Ки 84, и концу войны с Ки 44 остались только три сентая. Всего заводом Hакадзимы в Оте было выпущено 1225 Ки 44, включая 40 Ки 44-I и десять опытных машин.








  • Пулемёты
  • Пушки
  • Бомбы
  • НУРС и НАР
  • Торпеды и мины
  • УРВВ и УРВП
  • Зажигательные средства
  • Авиаконструкторы
  • Оружейники
  • Двигателисты

  • © 2008 Aviacija.dljavseh.ru
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!