Разведчики — Nakajima J1N «Gekko» «Irving»

  • Истребители
  • Разведчики
  • Бомбардировщики
  • Штурмовики
  • Транспортные
  • УТС
  • Вспомогательные
  • Морские
  • Фотографии самолетов времен Второй Мировой войны
  • Планеры
  • Автожиры
  • Вертолёты
  • Самолёты-снаряды
  • Авиасвязки
  • Карбюраторные
  • Дизельные
  • Турбореактивные
  • Жидкостные
  •  


    Nakajima J1N «Gekko» «Irving»

    Разведчики - Nakajima J1N «Gekko» «Irving»

    После девяти месяцев боев в Китае от высших офицеров морской авиации стали поступать требования создания дальнего эскортного истребителя, на основе чего морской штаб стал готовить задание на новый самолет. Причиной таких требований была своеобразная тактика, используемая китайцами они отводили свою истребительную авиацию за радиус действия японских истребителей тип 96, в результате чего лишенные прикрытия бомбардировщики тип 96 несли тяжелые потери. На основе этих требований весной 1938 г авиационное бюро морского штаба сформулировало требования 13-Си, в целом списанные с французского двухмоторного истребителя Потез 63, только что поступившего на вооружение Воздушной армии Франции.

    После изучения мнения наиболее опытных пилотов 12 кокутая и внесения в спецификации изменений, требования 13-Си были направлены на Мицубиси и Накадзиму. Задание определяло трехместный двухмоторный истребитель, способный в первую очередь вести маневренный бой против одномоторных истребителей. Скорость задавалась в 520 км/ч, дальность полета в 2400 км при нормальном запасе топлива и 3700 км при максимальном, вооружение должно было состоять из 20 мм пушки и 7, 7 мм пулеметов, направленных вперед и на оборонительной установке назад.

    По этому заданию Кацудзи Накамура спроектировал аэродинамически чистый низкоплан с рядом интересных особенностей. Для самолета были выбраны два двигателя воздушного охлаждения Накадзима Сакае мощностью 1130 лс, но чтобы исключить отрицательный эффект реактивного момента винта, двигатели были двух модификаций Сакае 12 и Сакае 22 с противоположным вращением винтов. Вооружение состояло из 20 мм пушки тип 99 модель 1 и двух 7, 7 мм пулеметов тип 97 в носовой части, а также двух дистанционно управляемых башен с парой 7, 7 мм пулеметов тип 97 в каждой. Причем башни монтировались на фюзеляже тандемом уступом сразу за кабиной пилотов.

    Управление пулеметными башнями, а также закрылками и уборка шасси, осуществлялись с помощью гидравлики. Первый опытный трехместный эскортный истребитель 13-Си J1N1 полетел в мае 1941 г. Для улучшения маневренности второй опытный самолет был оснащен закрылками, отклонявшимися на 20° при боевом маневрировании и на 40° при посадке. Были также установлены автоматические предкрылки. Оба самолета были переданы для официальных испытаний флоту в августе 1941 г. Испытания оказались неудачными, так как самолет был в целом перетяжелен, возникли проблемы из-за противоположного вращения винтов и сложной гидравлической системы. Дистанционно управляемые башни оказались слишком тяжелыми, а их наведение на цель было неточным.

    Кроме того, на виражах на J1N1 наблюдалась сильная тряска элеронов. Маневренность была признана недостаточной, хотя для двухмоторного самолета была довольно высокой. Сравнение с одномоторным истребителем Мицубиси А6М2 показало, что J1N1 уступает первому практически во всех аспектах за исключением дальности полета. В результате в октябре 1941 г флот решил отклонить дальний эскортный истребитель. Но так как самолет практически не уступал А6М2 в скорости, Накадзиме было предложено переделать несколько уже почти готовых машин в дальний скоростной разведчик берегового базирования.

    При перепроектировании самолета особое внимание было уделено снижению веса и повышению надежности. Так, запас топлива был сокращен с 2270 до 1700 л, а все вооружение, включая ненадежные башни, было снято. Также надежность эксплуатации самолета повысила замена двигателей с противоположным вращением винтов Сакае 21 и -22 только на Сакае 22, не имевших редукторов. Для сохранения дальности полета при сокращении запаса топлива была предусмотрена возможность подвески под центропланом двух 330 л дополнительных баков.

    Фюзеляж был перекомпонован. В носовой части фюзеляжа располагались пилот и стрелок-радист. В распоряжении последнего был 13 мм пулемет тип 2 на подвижной установке в конце кабины. Штурман располагался в отдельной кабине за крылом. Модифицированный самолет получил обозначение J1N1-С и успешно прошел летные испытания в июле 1942 г, после чего был запущен в серию под обозначением разведчик морской тип 2. Так как надобность в специализированном самолете была не такой настоятельной по сравнению с основными боевыми типами, то темпы производства были низкими: с апреля 1942 г по март 1943 г Накадзима поставила только 54 J1N1-C, включая опытные машины. Разведчик начал поступать в боевые части с осени 1942 г.

    Впервые союзники увидели J1N1-C во время боев на Соломоновых островах, причем первоначально посчитали его истребителем и дали ему кодовое обозначение Ирвин в то время, когда разведчики получали женские имена. Позже самолет был переименован в J1N1-R, причем небольшое число из них получили за кабиной пилота башню с 20 мм пушкой тип 99 модель 1. Весной 1943 г командир 251 кокутая Ясино Козоно предложил установить пушки в фюзеляже самолета под углом к горизонту, переоборудовав тем самым разведчик в ночной истребитель.

    Обслуживающий персонал на аэродроме Рабаула вместо оборудования кабины штурмана установил две 20 мм пушки наклонно вверх под углом 30° и еще две вниз. Доработанный самолет получил обозначение J1N1-C КАИ. Вскоре с его помощью были перехвачены и сбиты два бомбардировщика В-24 Либерейтор, доказав тем самым пригодность идеи Козоно. Успех этого опыта вместе с осознанием необходимости в ночных истребителях заставили штаб флота выдать заказ Накадзиме переключиться с разведчика на перехватчик.

    Производство истребителя J1N1-S Гекко (Лунный свет) модель 11 началось на заводе в Коизуми в августе 1943 г. Темпы производства сразу возросли: с апреля 1943 г по март 1944 г было выпущено уже 183 J1N (в основном истребители) по сравнению с 54 за предыдущие 12 месяцев. До прекращения производства в декабре 1944 г было выпущено еще 240 самолетов. Новый J1N1-S получил вооружение по образцу J1N1-C КАИ, но уступ за кабиной был сглажен и была изменена корневая часть киля. Боевой опыт показал неэффективность пушек, стреляющих вниз, и вскоре их пеестали ставить.

    Такие машины назывались JINl-Sa Гекко модель 11А. Большинство JINl-Sa и некоторые J1N1-S оснащались локатором с антенной в носу самолета, а несколько машин получили небольшой поисковый прожектор в носовой части. Иногда вместо локатора или прожектора в носовую часть ставилась 20 мм пушка тип 99 модель 2. В боях Гекко показал себя довольно эффективным перехватчиком американских В-24, но из-за небольшой скорости редко мог совершить больше одной атаки по более современному В-29. Производство J1N было прекращено в декабре 1944 г. В конце войны большинство оставшихся Гекко и разведчиков J1N1-R было использовано в качестве самолетов-камикадзе с двумя 250 кг бомбами.








  • Пулемёты
  • Пушки
  • Бомбы
  • НУРС и НАР
  • Торпеды и мины
  • УРВВ и УРВП
  • Зажигательные средства
  • Авиаконструкторы
  • Оружейники
  • Двигателисты

  • © 2008 Aviacija.dljavseh.ru
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!