Оружие — УРВВ и УРВП.

  • Истребители
  • Разведчики
  • Бомбардировщики
  • Штурмовики
  • Транспортные
  • УТС
  • Вспомогательные
  • Морские
  • Фотографии самолетов времен Второй Мировой войны
  • Планеры
  • Автожиры
  • Вертолёты
  • Самолёты-снаряды
  • Авиасвязки
  • Карбюраторные
  • Дизельные
  • Турбореактивные
  • Жидкостные
  •  


    УРВВ и УРВП.

    АВИАЦИОННЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ класса «воздух-воздух», применяются с летательного аппарата для поражения воздушных целей, а класса «воздух-поверхность», — для поражения наземных и морских целей. Являются составной частью авиационного вооружения.

    Первые управляемые ракеты класса «воздух — воздух», как и все другие типы управляемых ракет, были созданы в Германии в годы Второй мировой войны. К концу войны в Германии были доведены до стадии серийного производства 2 ракеты «воздух-воздух» — Х-4 (управление ракетой производилось по проводам с самолета-носителя, боевая часть ракеты содержала 20 кг взрывчатого вещества и снабжалась неконтактным акустическим взрывателем, реагировавшим на шум двигателей вражеского самолета) и Hs-298 (радионаведение). Немецкие УР ВВ применялись в основном по бомбардировщикам Союзников.

    Также немцы использовали в боевых условиях управляемые ракеты «воздух-поверхность» — например SD-1400X, основным назначением которой являлось поражение крупных кораблей, включая линкоры и крейсера. В апреле 1944 г. немцы применяли другую ракету — SIM 400X на Восточном фронте для разрушения мостов и переправ через реку Одер. Управление этими ракетами осуществлялось по радио или по проводам.

    Проект телеуправляемой планирующей бомбы Hs-293 был разработан в 1939 г. профессором Вагнером. Серийно она производилась на заводах фирмы «Хеншель». Первая успешная атака Hs-293 по морским целям состоялась 27 августа 1943 г., когда германские бомбардировщики атаковали в Бискайском заливе группу противолодочных кораблей. Английский шлюп «Эгрет» взорвался и затонул от попадания Hs-293, а канадский эсминец «Этабаскан» был серьезно поврежден. Часть готовых ракет Hs-293 была захвачена в 1945 г. советскими войсками.

    Воздух-воздух.

    Первые управляемые ракеты класса «воздух — воздух», как и все другие типы управляемых ракет, были созданы в Германии в годы Второй мировой войны. К концу войны в Германии были доведены до стадии серийного производства 2 ракеты — Х-4 и Hs-298.

    Х-4.

    Проектирование ракеты Х-4 (серийное обозначение «8-344») было начато в апреле 1944 г. на заводе фирмы «Руршталь» в Бракведе под руководством доктора М. Крамера. Ракета имела крестообразно расположенные крылья и крестообразный стабилизатор со сдвоенными интер-цепторами. Длина ракеты составляла 2,1 м, калибр 220 мм, размах крыльев 860 мм. Стартовый вес ракеты 60 кг. Управление ракетой производилось по проводам с самолета-носителя.

    На двух из четырех крыльев устанавливались обтекатели катушек проводов телеуправления. Два других крыла несли осветительные патроны, предназначенные для определения местоположения объекта во время его полета. Крылья устанавливались не точно по оси корпуса, а с небольшим перекосом с тем, чтобы в полете снаряд вращался вокруг своей продольной оси со скоростью около 60 об/мин. Эта мера имела исключительную важность, так как возможные отклонения, допущенные при изготовлении и регулировке корпуса, крыльев или хвостового оперения, не сказывались на точности полета по траектории: вследствие вращения снаряда «средняя» траектория оставалась прямолинейной.

    Боевая часть ракеты содержала 20 кг взрывчатого вещества и снабжалась неконтактным акустическим взрывателем, реагировавшим на шум двигателей вражеского самолета. Ракета Х-4 имела жидкостный реактивный двигатель BMW-109-548, создававший тягу 140-150 кг в течение 22 с. Маршевая скорость полета около 250 м/с. Эффективная дальность действия около 2 км, дальность полета максимальная 5 км. Немцам удалось изготовить 1300 снарядов Х-4. Ими предполагалось вооружить винтомоторные истребители Ме-109 и FW-190 и реактивные истребители Ме-262.

    Х-4 могли стать эффективным средством борьбы с бомбардировщиками В-17. Истребители могли выпускать ракеты Х-4 вне зоны огня 12,7-мм пулеметов «летающих крепостей». Атака должна была производиться с задней полусферы по возможности с небольшим превышением, чтобы достигнуть большей скорости за счет снижения. После пуска с расстояния примерно 2 км до цели самолет-носитель должен был оставаться в задней полусфере атакующей группы. Пилот, кроме управления своим истребителем, который снабжался автоматами курса, должен был осуществлять управление летящим впереди него снарядом.

    Hs-298.

    Ракета Hs-298 была спроектирована в 1944 г. фирмой «Хеншель» под руководством профессора Вагнера. Наведение ракеты осуществлялось по радио. Ракета Hs-298 состояла из двух фюзеляжей, соединенных в одно целое. В нижнем фюзеляже помещался ракетный двигатель и приводимый в действие ветряной генератор, в а верхнем — боевой заряд и аппаратура наведения.

    Управление осуществлялось посредством рулей высоты на горизонтальном хвостовом оперении и интерцеп-торов Вагнера на крыльях. Руля направления ракета не имела. Сопровождение ракеты было визуальным, причем в дневное время для наблюдения использовались трассеры, а в сумерки — электрические лампочки на хвосте. Стартовый вес Hs-298 был около 295 кг. Длина ракеты 410 мм, ширина 200 мм. Размах крыльев составлял 510 м.

    Двигатель пороховой системы Шмиддинга. В первые 5 с после начала работы двигатель создавал тягу около 150 кг. А через 20 с (к концу работы) тяга падала до 50 кг. Начальная скорость относительно самолета около 140 м/с, максимальная скорость 235 м/с. Эффективная дальность стрельбы около 2 км, максимальная дальность полета ракеты около 5 км. Носителями Hs-298 должны были стать самолеты FW-190 (2 ракеты) и Do-217 (5 ракет).

    Воздух-поверхность.

    «Фриц-х» (SD-1400X)

    Проектирование планирующей бомбы «Фриц-х» было начато в 1938 г. в Германской авиационном экспериментальном институте под руководством доктора М. Крамера. Вследствие того, что на бомбах системы Крамера крылья устанавливались не крестообразно, а Х-образно, они получили название Х-1, Х-2 и т. д. Эти разработки привели к созданию телеуправляемой планирующей бомбы SD-1400X ( «Фриц-х»), которую с 1941 г. стала выпускать фирма «Рейнметалл-Борзиг». Хвостовая часть бомбы из легкого металла со смонтированной в ней радиоприемной частью системы управления изготовлялась «Обществом электрических установок» (GEA).

    Серийная бомба SD-1400X имела длину 3,2 м, максимальный диаметр корпуса 700 мм, размах крыла около 1,6 м. Вес бомбы 1400 кг, из них 270 кг взрывчатого вещества. Бомба сбрасывалась с самолета-носителя на высоте от 4 до 7 км. Максимальная скорость падения бомбы — около 280 м/с. Точность попадания по германским данным — 50 % бомб в квадрат 5 на 5 м. По мнению автора, эта величина сильно завышена. Основным назначением бомбы «Фриц-х» являлось поражение крупных кораблей, включая линкоры и крейсера.

    Наведение бомбы производилось методом оптического накрытия (совмещения), т. е. после сброса бомбы ее траектория свободного падения лишь корректировалась, чтобы в прицеле постоянно происходило совмещение бомбы и цели. Для удобства наведения скорость самолета приходилось постепенно снижать, до тех пор, пока бомба не поразит цель. В качестве управляющих органов бомбы использовались интерцепторы, установленные в хвостовом оперении и приводившиеся в действие сдвоенными электромагнитами. Управление осуществлялось по радио или по проводам. Бортовые катушки с проводом длиной 8 км крепились по обеим сторонам бомбы на концевых шайбах хвостового оперения. Войсковые испытания бомбы «Фриц-х» были проведены весной 1942 г. на полигоне «Юг» в Фодже.

    Бомба «Фриц-х» вошла в военно-морскую историю 9 сентября 1943 года. В этот день итальянская эскадра во главе с линкором «Рома» шла из Специи на Мальту с целью перейти на сторону англо-американцев. В 15 ч. 33 мин итальянская эскадра, находившаяся у берегов Сардинии, была внезапно атакована с высоты 4-5 км при ясной солнечной погоде одиннадцатью немецкими бомбардировщиками Do-217, базировавшимися на аэродроме в Южной Франции. Самолеты несли планирующие бомбы SD-1400X. Итальянцы приняли Do-217 за самолеты союзников. Впрочем, если бы это были и немецкие самолеты, то бомбардировка обычными бомбами с такой высоты кораблей, идущих полным ходом, практически не имела шансов на успех.

    В 15 ч 41 мин первая бомба SD-1400X попала в палубу линкора «Рома» под углом от нормали около 15° в одном метре от среза правого борта между башнями № 9, 11 артиллерийских установок калибра 90 мм. Пробив броневые палубы толщиной 45 мм и 112 мм, ряд переборок и конструктивную подводную защиту на днище, она взорвалась под кораблем в районе котельных отделений № 7,8. Такой результат можно объяснить техническим разбросом времени замедления взрывателя. Были повреждены взрывом и затоплены котельные отделения № 5,6, 7 и 8, кормовое машинное отделение и смежные с ним помещения.

    Вышли из строя 90-мм артиллерийские установки № 7, 9, 11 (правый борт) и № 2, 4, 6 (левый борт), а также система управления стрельбой артиллерии среднего калибра. На некоторое время в кормовой части корабля прекратилась подача электроэнергии, однако положение быстро было исправлено переключением электрогенераторов. Появившийся крен уменьшили до 2° путем контрзатопления соответствующих помещений для спрямления корабля. По команде с центрального поста управления затопили также погреб кормовой башни главного калибра, в котором резко повысилась температура. Последствия взрыва первой бомбы устранили, и «Рома» сохранил боеспособность с несколько уменьшившимися запасами плавучести и остойчивости.

    Катастрофа разразилась после второго попадания. В 15 ч 51 мин управляемая бомба поразила под углом, близким к нормали, палубу полубака линкора между второй башней главного калибра и носовой 152-мм башней левого борта. Бомба пробила броневые палубы толщиной 45 мм и 162 мм и взорвалась в нижней средней части носового машинного отделения, разрушив броневую защиту погреба артиллерийского боезапаса калибра 152 мм, который сдетонировал. Этот взрыв вызвал, в свою очередь, детонацию погребов боезапаса , башен главного калибра № 1 и 2. (Всего около 700 т боезапасов.)

    Очевидцы наблюдали подброшенную взрывом вверх и вращающуюся в воздухе башню главного калибра весом 1400 т. Корабль потерял ход, полностью прекратилась подача электроэнергии, район носового машинного отделения и погребов был затоплен, возник сильный пожар. Над носовой частью линкора поднялся столб черного дыма на высоту нескольких сот метров. Корабль получил дифферент на нос и стал медленно погружаться. Несмотря на все усилия команды по борьбе за живучесть, в 16 ч 18 мин «Рома» переломился и затонул. Вместе с линкором погибло 1253 члена экипажа.

    11 сентября Do-217 повредили бомбами SD-1400X два американских крейсера — «Филадельфия» и «Савана» и английский крейсер «Уганда». Теоретически массированное применение управляемого оружия могло парализовать флот союзников у берегов Италии. Но у немцев было всего несколько бомбардировщиков, оснащенных SD-1400X, а корабли союзников действовали исключительно под мощным прикрытием истребителей. В апреле 1944 г. немцы применяли SIM 400X на Восточном фронте для разрушения мостов и переправ через реку Одер.

    Hs-293.

    Проект телеуправляемой планирующей бомбы Hs-293 был разработан в 1939 г. профессором Вагнером. Серийно она производилась на заводах фирмы «Хеншель». Планирующая бомба была создана по нормальной самолетной аэродинамической схеме. В средней части бомбы крепились плоские крылья с элеронами, хвостовое оперение — неподвижный вертикальный стабилизатор внизу и высокорасположенный горизонтальный стабилизатор с рулем высоты площадью 1600 см2.

    В ходе испытаний, начатых в мае 1940 г., выяснилось, что сброшенная бомба начинала быстро отставать от самолета-носителя, и наблюдение за ней оператором-наводчиком становилось затруднительным. В связи с этим было решено оснастить планирующую бомбу подвесным ЖРД. Первые 2 серийные модификации Hs-293A и Hs-293B имели длину 3,58 м, максимальный диаметр корпуса 480 мм, размах крыльев 2,9 м. Вес ракеты 902 кг.

    Внизу в подвесном контейнере помещался ЖРД системы Вальтера «109-507» с тягой 590 кг. Время работы двигателя около 10с. Максимальная скорость ракеты около 600 км/ч. Ракета сбрасывалась е самолета на высоте от 400 до 2000 м при скорости около 320 км/ч. В момент окончания работы двигателя скорость ракеты составляла 170-200 м/с (612-720 км/ч). Дальность планирования 3,5-18 км. Точность попадания-50% ракет в пределах квадрата 5 × 5 м при дальности планирования 12 км.

    Поскольку время планирования у Hs-293 в 5-7 раз превосходило время полета с работающим ЖРД, немцы назвали систему «ракетной планирующей бомбой» или просто планирующей бомбой. Так как Hs-293 наиболее эффективно действовала по морским целям, в советской документации конца 1940-х гг. Hs-293 фигурировала как «реактивная авиационная торпеда».

    Наведение Hs-293 осуществлялось с борта самолета-носителя методом «трех точек». В ракетах Hs-293A связь самолета и ракеты производилась по радио. На самолете была установлена передающая аппаратура «Kehl», а на ракете — приемная аппаратура «Strassburg». Бортовая сеть Hs-293 питалась от аккумулятора. У Hs-293B управление осуществлялось по проводам. Катушки с проводами устанавливались на консолях крыла. В катушке на самолете-носителе находилось 12 км кабеля, на ракете — 18 км. То есть, общая длина 30 км.

    Одним из главных недостатков визуального сопровождения была зависимость от атмосферных условий. Поэтому на модификациях Hs-293D была установлена телевизионная система. Однако в боевых действиях Hs-293D не применялись. Ракета Hs-293 предназначалась, прежде всего для поражения небронированных кораблей и кораблей с тонкой броней.

    Первая успешная атака Hs-293 по морским целям состоялась 27 августа 1943 г., когда германские бомбардировщики атаковали в Бискайском заливе группу противолодочных кораблей. Английский шлюп «Эгрет» взорвался и затонул от попадания Hs-293, а канадский эсминец «Этабаскан» был серьезно поврежден. В 1944-1945 гг. немецкие самолеты израсходовали в боевых действиях около 2300 ракет Hs-293. В качестве самолетов-носителей обычно использовали бомбардировщики Хе-111, Хе-177, Do-217 и «Фокке-Вульф 200». Часть готовых ракет Hs-293 была захвачена в 1945 г. советскими войсками.

    С 1947 г. доработкой Hs-293 занималось КБ-2 Минсельхозмаша. Не удивляйтесь, наши любители секретов на всякий случай причислили ракеты к сельскохозяйственной технике. В 1948 г. при участии специалистов КБ-2 были проведены летные испытания Hs-293. В качестве носителя был переоборудован самолет Ту-2Д. Пуски Hs-293 проводились с радиокомандными системами наведения немецкой «Kehl — Strassburg» и советской «Печора». Из 24 запущенных Hs-293 с радиокомандными системами наведения в цель попали только 3. По результатам испытаний Hs-293 было решено отказаться от запуска этой ракеты в серийное производство, которое планировалось начать на заводе № 272 в г. Ленинграде.

    Hs-294.

    Ракета (планирующая бомба) Hs-294 была спроектирована исключительно для борьбы с кораблями противника. Обычно подводная часть корабля была более уязвима, чем надводная. Поэтому в конце 1941 г. фирма «Хеншель» начала проектирование новой планирующей бомбы Hs-294, которая поражала подводную часть корабля.

    Чтобы более не возвращаться к этому вопросу, заметим, что, якобы малая уязвимость кораблей от надводных попаданий бомб в значительной мере была иллюзией, созданной лживой пропагандой англо-американцев. О гибели итальянского линкора «Рома» уже говорилось выше (см.: Планирующая бомба «Фриц-х» (SD-1400X)). Линкор «Марат» в 1941 г. получил всего одно попадание 250-кг бомбы, вследствие чего была полностью разрушена и оторвана его носовая часть. Линкор спасли лишь малые глубины Финского залива. Корабль лег на грунт и даже смог вести огонь из двух башен главного калибра.

    Десятки американских и английских судов, в которые попали самолеты, пилотируемые летчиками-камикадзе, оставались формально на плаву, но были так повреждены, что их дальнейшее восстановление оказалось невозможным. Зато англо-американская пропаганда утверждала, что эти корабли остались невредимы.

    Hs-294 по существу представляла собой торпеду с крыльями, системой наведения и двумя двигательными установками. Ракета наводилась на цель оператором с помощью оптического прицела методом «трех точек». Управление производилось с помощью радиокоманд. Был разработан вариант установки бортовой телевизионной системы с передачей информации на самолет-носитель. Двигательная установка состояла из двух жидкостных реактивных двигателей HWK «109-507». Они развивали тягу по 590 кг, время работы их около 10 с. В последних образцах Hs-294 ЖРД были заменены на 2 твердотоплив-ных двигателя. Ракета Hs-294 развивала скорость до 900 км/ч.

    Стартовый вес ракеты Hs-294-2175 кг. Аэродинамическая схема ракеты нормальная самолетная. Длина ракеты 6,15 м, диаметр 620 мм, размах крыльев 3960 мм. Высота сброса ракеты 5,4 км, дальность полета до 14 км. Когда ракета касалась воды, крылья, задняя часть фюзеляжа и двигатели отделялись, давая возможность остальной части фюзеляжа продолжать движение в качестве подводной торпеды.

    Hs-294 управлялась так, чтобы примерно за 30-40 м до корабля-цели ракета входила под небольшим углом в воду и двигалась там горизонтально на небольшой глубине со скоростью 320-240 км/ч. В качестве носителя использовался бомбардировщик Хе-177. Кроме того, рассматривался вариант буксировки Hs-294 за реактивным бомбардировщиком Аг-234С. По данным различных источников было изготовлено от 125 до 165 ракет Hs-294. В боевых условиях применить их немцы не успели.








  • Пулемёты
  • Пушки
  • Бомбы
  • НУРС и НАР
  • Торпеды и мины
  • УРВВ и УРВП
  • Зажигательные средства
  • Авиаконструкторы
  • Оружейники
  • Двигателисты

  • © 2008 Aviacija.dljavseh.ru
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!